Молодёжь, свобода и ответственность

Круглый стол на тему «Молодёжь: свобода и ответственность» прошёл в Богородском округе

Это одно из мероприятий, проводимых Богородским благочинием и предваряющих цикл подобных встреч в рамках областных Рождественских чтений. Обозначить острые проблемы в молодёжной среде как в духовном, так и общественном плане – так определил тему дискуссии благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев.

Иллюзии или реальность?

В работе круглого стола приняли участие глава Богородского округа Игорь Сухин, известный российский политолог, научный эксперт, телеведущий Сергей Михеев, представители Богородского духовенства. Были приглашены представители администрации и ветеранских организаций, сотрудники Управления образования, педагоги, учащиеся.

О влиянии технологической революции и интернет-пространства, огромных потоках информации, обрушивающихся на современных людей, вёл речь в своём выступлении Сергей Михеев. «Это совершенно беспрецедентно, такого не было никогда, а в период становления молодых людей это особенно сложно – разобраться и сориентироваться в этом потоке информации, чтобы определить критерии добра и зла. Эта технологическая революция порой приводит к тому, что виртуальная реальность, некая картинка начинает доминировать в сознании людей и подменять настоящую жизнь», – сказал Михеев.

Всё это справедливо не только в отношении молодёжи, но и всего общества в целом. Масс-медиа навязывают людям яркие картинки, иллюстрирующие якобы благополучную и счастливую жизнь, и зачастую это иллюзорное благополучие не совпадает с реальной жизнью, что порождает у человека непонимание, раздражение, внутренний конфликт, и как следствие – нарушение как цельности личности, так и разделение общества.  Не зря существует мнение, что тем, что не разделяется управлять невозможно. А следовательно, разобщёнными массами управлять легче, навязывая готовые штампы и шаблоны поведения, когда люди, а особенно молодёжь, не могут выделить для себя истинные жизненные смыслы и слепо следуют навязанной моде, социальным стереотипам и, если можно так сказать, нормам внешнего благополучия, когда главным становится некий успех, «яркая жизненная картинка», всё это ведёт к разрушению, потери себя настоящего, и именно в такие моменты человек, а особенно юный, может попасть вод воздействие деструктивных сил. «Я не склонен полностью к совсем конспирологическим теориям, но считаю, что кто-то этим управляет. Это явление может нести под собой спонтанный фактор, возможно, это делается ради денег, но есть и те, кто занимаются этим осознанно», – считает Михеев.

Кроме информационной, Михеев обратил внимание ещё на одну зависимость, прочно укоренившуюся в нашем государстве и обществе, – зависимость от денег:

– И наше общество, и государство в целом находятся пока на распутье. Мы ищем тот оптимальный серединный путь, чтобы не бросаться в крайности – из крайности советского прошлого с его абсолютной зарегулированностью, в другую крайность, когда всё определяется деньгами и якобы абсолютной свободой, но на самом деле такая свобода – это новая зависимость, зависимость от денег. Часть людей это понимает, а другая часть относится к жизни как к бизнес-проекту, и единственным мерилом того, что хорошо и что плохо, является зарабатывание денег… И всё крутится вокруг этого. Какое уж тут патриотическое воспитание, какая тут морально-нравственная или духовная ориентация, об этом даже и речи нет!

Многие управленцы, особенно молодые, оторваны от жизни, от земли, не чувствуют людей, пребывая во многом в своей виртуальной реальности, оценивая эффективность всего с точки зрения получения доходов, считает Михеев, таким образом бизнес-логика навязывает новый тоталитаризм, основанный на принципе «выгодно-невыгодно», что приводит к формированию потребительского общества. Такой менеджмент человеческими массами не свойственен природе русского человека, нашему традиционному мировоззрению, нашей истории, отмечает Сергей Михеев. Ведь испокон веков русские люди отличались способностью к самоограничению и самопожертвованию  и величайшим терпением, и там где другие народы отступали, русские находили в себе силы всё преодолеть, и это уходит корнями в православную веру, христианскую философию и лежит в основе наших культурных и национальных традиций.

Быть лучше или жить лучше?

Во все времена были люди, которые своей задачей считали жить лучше, и те, кто живёт по принципу «быть лучше», на это обратил внимание собравшихся протоиерей Игорь Гагарин. Человек, который живёт только для того, чтобы ему было хорошо, он в конце концов затоскует, а тот, который стремится быть лучше – это тот путь поиска, когда можно обрести истинное счастье. «Когда я встречаюсь с молодыми людьми, для меня не так важно – верующий он или нет, как важно то, хочет ли он стать лучше, чем он есть», –  отмечает Гагарин.

В своей речи священнослужитель коснулся того, что молодые люди должны быть готовы к получению соответствующей информации о вере, духовности, как образно выразился отец Игорь «у них ещё жажда не появилась, а мы предлагаем утоление», то есть только когда молодой человек начнёт задавать себе вопросы о своём предназначении, смысле жизни, задумываться о поиске истины – только тогда эта информация будет своевременной, ведь есть немало примеров того, когда дети, выросшие в семье верующих, окончившие православные учреждения, потом сворачивали в сторону. Таким образом, путь веры должен стать результатом свободного выбора, считает Гагарин.

С парусом по жизни

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев предложил задуматься о духовных границах взросления: «Молодость – то время, когда физически человек уже взрослый, созрел как биологический тип – может создавать семью, голосовать, получать права, но… стал ли он взрослым психологически, духовно, это большой вопрос». Физические изменения в человеке происходят помимо его воли, но как раз его внутреннее, психологическое созревание не может происходить без его усилий, его труда. Молодость готовит нас к взрослой жизни, и именно гармоничное сочетание свободы и ответственности характеризует человека взрослого, зрелого, считает отец Вячеслав.

В качестве яркого примера он привел слова известного австрийского психолога Виктора Франкла, который говорил, что жизнь человека похожа на то, когда ему надо переправиться с одного берега на другой, у него есть лодка, он отталкивается от берега и что с ним дальше происходит? Лодка плывёт по течению или по ветру, то есть человек зависим от  обстоятельств, но… очень важно, что в этой лодке есть парус, которым можно научиться управлять, и тогда человек может плыть не только против ветра, но и против течения – это будет трудно, с усилиями, но он доплывёт. Так вот этот навык управления парусом и есть навык овладения свободой, и это делает человека человеком, отметил священник.

К этому я бы ещё добавила изречение другого психолога Карла Юнга: «Степень зрелости человека определяется тем, какое количество неопредёленности он может выдержать», и это действительно так – именно в условиях неопределённости как нельзя лучше проявляется как свобода, так и ответственность зрелой личности.

О роли школы, формах работы

Председатель совета депутатов г. о. Электросталь Валерий Кузьмин говорил о важности преподавания гуманитарных дисциплин, таких, как литература и история, с точки зрения нравственности: «Без этого невозможно воспитать поколение. У нас должно быть не «оказание образовательных услуг», а воспитание нравственного человека!».

Протоиерей Олег Волков рассказал о многообразных формах работы с молодёжью в Богородском благочинии, и обозначил одну из основных, на его взгляд, проблем: быстрое охлаждение молодых людей к требующей постоянных усилий деятельности; они легко загораются, увлекаясь новой идеей или проектом, но дойдя до определённого уровня, останавливаются, и поддерживать горение становится очень непросто.

Также опытом духовно-нравственного воспитания поделились некоторые руководители образовательных учреждений Богородского округа и заместитель начальника Управления по физической культуре спорту, туризму и работе с молодёжью Григорий Грибанов.

В целом все выступающие задавались вопросом, как заинтересовать молодёжь, на каком языке, понятном для них, донести эту информацию.

 

Сергей МИХЕЕВ, политолог, телеведущий:

– Роль церкви крайне важна и велика в этом вопросе. В нашей стране именно церковь является главным рупором, говоря прямо и откровенно о духовном, моральном, нравственном, о том, что делает человека человеком! Потому что человек без души, без мировоззренческих ценностных установок просто желудок ходячий, к чему собственно массовая культура потребительства его и подвигает.

Игорь СУХИН, глава Богородского городского округа:

– Свобода без ответственности, свобода без истории, традиций, знаний своего прошлого не может являться свободой. Наша история продолжает переписываться, на интернет-ресурсах мы понимаем, что происходит, и, к сожалению, повлиять на это не можем, поэтому без церкви вопросы воспитания, вопросы духовности, расстановки приоритетов решить невозможно. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы такое воспитание шло из семьи.

Источник: http://innoginsk.ru/novosti/obschestvo/kruglyy-stol-na-temu-molodyozh-svoboda-i-otvetstvennost-proshyol-v-bogorodskom-okruge-foto

2 комментария к “Молодёжь, свобода и ответственность”

  1. Круглый стол понравился . Темы действительно очень важные . Но как заинтересовать молодежь и почему мы здесь буксуем . А потому , что у нас сейчас главный воспитатель — интернет . Он в отличии от нас очень хорошо справляется с доставкой всякой всячины с утра до вечера , практически затмив и семью и школу . Этим и пользуются наши недруги . Поэтому совет такой . Главное — это семья , дальше подключается школа вместе с государством , и именно оно должно решать — какая роль интернета , cколько иностранных и каких фильмов могут быть в доступе . Все государства , даже самые демократичные отдают приоритет своим фильмам , передачам и это нормальная практика . И конечно же , очень важна роль церкви . Скажу больше , нужно чтобы она принимала более Активную Роль в жизни нашей страны . Когда мы все вместе , у нас больше шансов стать лучше .

  2. Роль семьи — это наиважнейшее. С ребенком необходимо играть с самого раннего возраста. Привлекать его к работе включая помошником родителям в самых пустяковых делах по дому и при этом всяко разно выражать свою признательность, поощрять и хвалить, но не перестараться на этом поприще — ненавязчиво должно это быть. Только так , работая руками и душой (помочь маме , помочь папе , помочь братику или сестренке ) , можно в результате получить человека с умелыми руками , желанием работать ими и добрую душу.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.