Центробанк России планирует запретить россиянам брать одновременно по несколько микрокредитов. Предлагается ввести для МФО норму: один заем в руки до погашения. Человек взял 10 (20, 30) тыс. рублей, и, пока он их не вернул с процентами, второй (третий, четвертый) кредит оформлять не имеет права. Есть общая база, где МФО отслеживает, насколько закредитован человек. Также в ЦБ намерены снизить размер предельной переплаты по потребительским займам. Я ради интереса посмотрел, под какой процент микрофинансовые организации выдают кредиты: нашел 292% годовых.
Сергей Михеев: Кошмар.
На нескольких сайтах есть заманиловка: предлагают 10 000 рублей; вернешь в срок — процент платить не будешь.
Сергей Михеев: Как по мне, микрокредитование — это легализованный бандитский бизнес. То, что они людей ставят в жуткое положение, это неправильно. Неправильно, что государство разрешает это делать. Что касается конкретной меры, о которой Вы сказали: я думаю, что она правильная. Действительно, дайте сначала человеку расплатиться с одним кредитом, потом он имеет право брать другой, иначе многих людей доводят до полной катастрофы, даже до самоубийства.
Люди берут следующий кредит, чтобы расплатиться за предыдущий –всё идёт по кругу.
Сергей Михеев: Это ярмо: человека фактически помещают в рабство. Я бы пошел дальше: не то чтобы вообще запрещать микрокредитование, а ограничить процент. Во-первых: мера, что нельзя давать второй, пока не расплатился с первым. Во-вторых: законодательно ограничить максимальный процент. Например, сделать его не больше, чем в три раза выше средней ставки банков по кредитам на этот период. Сейчас ставка очень высокая — 20%; Значит, у вас максимум может быть 50%.
Уже 23% по ипотеке под залог квартиры. Я думаю, сейчас 35-40% потребительский кредит в банке.
Сергей Михеев: Например, ставка по микрокредитованию процент не может быть в 2 или 3 раза выше средней ставки по кредитам, которая дается в банках. Это было бы нормально. Совершенно бешеные проценты: я слышал, что и выше было — по 300% с лишним! Это же грабеж! Считаю, что государство не может, не имеет права.
У нас в Конституции написано: «социальное государство». Что это значит? У нас есть негласный договор между людьми и государством, что государство защищает права граждан. В данном случае это легализованный грабеж, который должен быть государством ограничен. Поэтому было бы правильно ввести какую-то предельную ставку по микрокредитам, и плюс, пока не расплатился с одним, не давать другой. Думаю, что микрокредиторы будут крайне недовольны этой мерой. Хотя эти микрокредитные вещи родились в странах третьего мира: в Индии были очень развиты. Это подавалось так, что людям с низким достатком позволяют решать их повседневные бытовые проблемы. Конечно, можно и нужно сказать, что люди сами лезут в это ярмо, потому что часто бывает так, что это происходит от глупости.
Надо купить новый телефончик.
Сергей Михеев: Это чисто криминальные схемы махинаторов: ты один раз в это залез, а дальше тебя не отпускают. Государство не должно к этому относиться равнодушно! Мне кажется, что в дополнение к этой мере было бы неплохо обозначить максимальную ставку. Кому это неинтересно, отвалятся сами (имею в виду людей, которые на этом делают бизнес). Потому что большое количество людей попадают в катастрофическую ситуацию. Хотя многие из них делают это по собственной глупости, недалекости, а есть те, кто попадают в безвыходную ситуацию, например, надо лекарства купить.